В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялось торжественное богослужение. Венчался на царство сын великого князя Василия III Ивановича и его второй жены Елены Глинской — Иван IV Васильевич. Он был первым из московских государей, который официально именовался царем. Это означало, что Московское государство приблизилось к могущественным державам Европы. Иван IV, названный позднее за страшные казни Грозным, сумел расширить державу, присоединить к ней Казанское, Сибирское и Астраханское ханства. В его правление первопечатник Иван Фёдоров издал в Москве первую на Руси книгу.
Ко времени венчания на царство Ивану исполнилось 17 лет. У него уже был негативный опыт жизни во дворце. В раннем детстве, потеряв отца и мать, он оказался круглым сиротой и претерпел немало зла от своевольных, алчных и завистливых бояр. Иван замечал их козни, но возражать им боялся. Он вырос подозрительным, недоверчивым, научился скрывать свои чувства и против бояр затаил жажду мщения, ждал только часа, чтобы страшно наказать их.
Политическая ситуация в Московском государстве в середине XVI века была сложная. Ивану досталось одно из самых больших по территории государств в Европе. Но его еще трудно было назвать целостным, оно состояло из десятка в недавнем прошлом разрозненных и воевавших друг с другом княжеств. И если не принять жестких мер к его централизации, оно могло распасться.
У России, как в те времена в дипломатических документах называлось Московское государство, не было ни своей армии, ни своего централизованного аппарата управления. У жителей отдаленных областей были свои деньги, свои святые, свои меры. Но оставалась внешняя опасность — Московскому государству на западе угрожало Великое Литовское княжество, с востока и юга совершали набеги отряды из Казанского и Крымского ханств. У молодого русского царя не было ни опыта для ведения обширной государственной деятельности, ни верных людей, которые могли бы ему помочь. Но он обладал железной волей, жаждал стать всевластным царем и сокрушить всех своих противников, откуда бы они ни появились.
Став царем, Иван прежде всего демонстрировал свое величие, поднимался во власти над другими русскими князьями и потомками великих князей, подтверждал независимость Руси от Золотой Орды, подчеркивал претензии Московского государства на византийское наследие, так как по титулу царь был равен императору.
Но Иван не спешил заниматься государственными делами, все передоверил своим родственникам и бражничал с друзьями. В июне 1547 года в Москве случился страшный пожар. За несколько дней сгорел весь город. Люди были озлоблены, они громили дворы и дома бояр. Особенно досталось князьям Глинским, которых считали виновниками всех бед.
Иван укрылся в своем дворце на Воробьевых горах. К нему приехал священник Сильвестр, обвинил в бездействии и уговорил, в конце концов выступить перед народом и успокоить его. Иван появился на Красной площади и в обращении к народу обвинил в пожаре московских бояр. Он пообещал созвать великий земский собор, создать приказы. Собравшиеся поддержали царя. Этим Иван завоевал себе авторитет и уважение людей, а мудрого Сильвестра он взял к себе в ближайшие советники. С этого времени царь начал вплотную заниматься делами государства.
Его главной заслугой в то время стало покорение Казанского ханства осенью 1552 года, к борьбе с которым он основательно подготовился. Достигнутая победа даровала ему звание великого полководца. Со времен Дмитрия Донского русские не одерживали столь впечатляющей победы над последним оплотом татарского ханства. На обратном пути царя встречали толпы народа, три дня в Москве пировали.
Через год царь заболел, у него началась горячка. Он даже написал завещание, бояре готовились к растаскиванию казны и земель, но Иван неожиданно выздоровел и отправился замаливать грехи в Кирилло-Белозерский монастырь. Там ему посоветовали не держать возле себя слишком умных людей, от них все беды. Это замечание произвело на него большое впечатление. Царь вернулся в столицу другим человеком, обозленным, жестким. Он не стал слушать советов своих приближенных, не стал завоевывать Крым, хотя московские войска уже захватили Астраханское ханство. Царь вознамерился идти против Ливонии, что означало войну против Польши, Швеции.
Когда в 1560 году умерла его любимая жена Анастасия, пошли слухи, что ее отравили советники царя. Иван не стал разбираться — разогнал советников, некоторых казнил, окружил себя людьми послушными, льстивыми, незначительными, стал пировать вместе с ними, не зная меры. Женился на черкешенке, оказавшейся бессердечной, злобной, разжигавшей в его душе ненависть к окружавшим его людям.
На западе между тем московским войскам удалось подойти к литовской границе, но царя больше занимали дела внутренние. В 1563 году в Ливонии скрылся близкий ему человек, князь Курбский, с ним Иван вступил в полемическую переписку. Не убедив беглеца, обозленный неудачами царь в 1564 году покинул Москву и отправился в Александровскую слободу. Правда, при этом не забыл забрать с собой все царские регалии и многие священнические ценности. Там он ждал, когда приедут к нему с челобитной, с просьбами вернуться на царство . И дождался. К нему прибыли высшее духовенство, бояре. Все падали ему в ноги, умоляли вернуться.
Он вернулся и… создал опричнину — «адово воинство», по выражению Курбского, с помощью которого хотел уничтожить привилегии бояр и усилить свою единоличную власть. Царь, по сути, разделил Москву и все государство на две ипостаси — опричнину и земщину. Первая целиком подчинялась ему и имела все права, второй управляли назначенные им князья, и она была, по сути, бесправной.
От деяний опричнины все государство буквально содрогнулось. Царские опричники всюду творили беспредел — отнимали земли, дома, имущество у бояр, у неугодных им людей. Они разорили Тверь, Новгород, народ обнищал и стал роптать. Были загублены десятки тысяч жизней. Скоро царь и сам стал бояться опричников, начались казни и среди них. Опричнина отменена была в 1572 году и восстановлена Боярская дума.
Царь бесился, не находил себе места. В спорах с Ливонией он проигрывал, шведы забирали себе русские земли, подошли к Пскову. К неудаче во внешних делах в 1581 году добавилась смерть старшего, любимого сына Ивана, которого он убил в порыве ярости из-за невестки.
Иван Грозный был женат семь раз, и наконец, в 1583 году последняя жена Мария Нагая родила ему сына Дмитрия. Царь успокоился, стал вести мирные переговоры с Ливонией, Польшей, Швецией. Радовали его и донесения из Сибири — отряды Ермака завоевывали все новые и новые земли. Но неожиданно для всех он опять объявил о своем решении уйти в монастырь. На этот раз окончательно.
Но этому не суждено было сбыться. В начале 1584 года Иван IV заболел, внутри у него «произошло гниение». Он угасал, стал похож на дряхлого старика. 17 марта царь хотел сыграть в шахматы с князем Вельским, но неожиданно свалился со стула — остановилось сердце. Ивана IV Грозного похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.
Русский Иван сгнил изнутри … надо же именно с русским такое произойти. С кем же еще, если не с ваней.
Интересная статья, спасибо.
Но стоит сказать тут еще вот о чем: как совершенно верно выразился независимый историк Мурад Аджи об Иване Грозном: «его сделали монстром (романовы-иезуиты в своем «курсе истории») чтобы пугать им мусульман».
Нелишне добавить к этому — и Земляков остальных вероисповеданий тоже, включая русских, романовы и их последы-западники неустанно пугали и продолжают пугать «злодеем-параноиком Иваном Грозным».
Ну а Россия, согласно логике их «единственно верного прозападного учения», получается, «детище» оного «монстра», а русские и прочие Земляки — чудом выжившие потомки перепуганных «террором царя-злодея» «холопов без генофонда». Ибо Иван Грозный еще, согласно тезисам той же прозападной «науки истории», еще и «генофонд русского народа уничтожил» (надо полагать, не говоря уж об остальных народах-Земляках).
Увы, эти постулаты крестоносцев-иезуитов, сочинявших нам «научну историю», нашли свое отражение и в нынешней офиц. истории.
Посему, стоит сказать здесь, что множество нелепых утверждений официальной «Казанской истории» (сочиненной романовскими идеологами-пропагандистами именно как “стандарт по русско-татарским отношениям в истории с 13-го по 16 века”), торчат как шила из мешка и портят им весь хитросплетенный кровавый сюжет.
Например, одно государство («русское») воюющее уже пару сотен лет с другим («татарским»), строит в глубоком тылу противника (прямо возле его столицы!) крепость — «базу для завоевания». А эти татары, будучи «злейшими врагами русских», преспокойно наблюдают сие строительство — понятно, что не в глуши строилась та крепость. Ну, там еще много смешных нелепостей.
И множество фактов из историографии, скрываемых от нас доныне, в корне противоречат как сей «казанской истории» так и вообще курсу истории Романовых «о вековечной вражде” татар в отношении русских и прочих народов-Земляков. А источники, сведения из коих приводятся в подтверждение сей «исконной вражды», были «переписаны» (верней, написаны-изготовлены) именно с середины 17-го века и позднее, не ранее. А «подлинников не сохранилось» — объясняют нам офиц.историки.
Надо сказать, много мифов курса офиц.истории, доставшегося нам от романовых-западников, уже развеяно, и выяснено, для чего и кто их сочиняли.
Так и с «Казанской историей»: как совершенно верно заметил независимый историк-тюрколог Мурад Аджи, “Иван Грозный не брал Казань — спокойно, спокойно, это так, — он был для этого слишком слаб и беспомощен, более того, у него не было войска!”.
Это высказывание Мурада Аджи полностью обосновано в книгах другого независимого историка, Г. Еникеева: “По следам черной легенды” и “Великая Орда: друзья, враги и наследники”, а также в книге «Наследие татар».
Или вот о подданстве “татар, завоеванных русскими в 16 веке”: по свидетельству английского посла Д. Флетчера, «московские правители платят татарским дивей-мурзам ежегодную дань, за что они участвуют и на договорных условиях в войнах Московии на Западе, а татары считают своими и те земли, которые лежат западнее их страны, включая Москву» – у англичанина речь идет о конце 16-го – начале 17-го веков, и именно о татарах Московии, Поволжья и Урала.
А до того еще тот же «Иван Грозный» повелевал своим подчиненным (рязанским, суздальским и др.) князьям «платить выход (дань) в татарские просторы, как наш предок Иван III завещал» — об этом свидетельствуют дошедшие до нас документы московского государства (см. подробнее в книгах «Великая Орда: друзья, враги и наследники: Московско-татарская коалиция, XIV-XVI вв.)» и «Наследие татар» (автор книг историк-гумилевец Г.Р. Еникеев).
Так что западники лишились, наряду с черной легендой «о татарском нашествии и иге», основного мифа официстории, сочиненного для противопоставления татар народам-землякам, и который изображал татар “врагами мирных народов России, почти полностью уничтоженными войсками русского царя Ивана Грозного”. Ведь «Казанская история» («Казанский летописец»), и все то, что было сочинено в XVIII-XVIII вв. в продолжение ее — это политический миф, сочиненный и «раскрученный» романовскими (прозападными) историками-идеологами, попами и муллами для узаконения их власти и «морального подавления» и противопоставления друг другу Ордынцев (среди которых были представители не только татар, но и русских и прочих Земляков во множестве), сопротивлявшихся колонизации романовыми-крестоносцами их Родины — Московии и великой Татарии.
Подробно, аргументированно и логически обоснованно обо всем сказанном выше, да и не только об этом, а еще о многом, сокрытом от нас офиц.историками-западниками, изложено в книгах Г.Р.Еникеева, названных выше. Главы из книг Г. Еникеева, обложки и оглавления, а также отзывы на них можно найти на сайте «Татары Евразии (подлинная история)». Там же статьи Г. Еникеева и его выступления на научно-практических конференциях.
Сайт легко найти в Инете по названию, набрав его в окне поисковика.